Любой школьный учитель скажет вам, что «гиппопотам» и «бегемот» - синонимы, т.е. попросту говоря слова, обозначающие одно и то же понятие. Однако мало кому придет в голову, что «обрусевший» бегемот не всегда тождественен гиппопотаму.
Возможно, для кого-то это станет новостью, но разница между бегемотом и гиппопотамом имеется, и она вполне существенна. Все зависит от того, под каким углом рассматривать вопрос. Но обо всем по порядку.
В современном русском языке различие гиппопотама и бегемота объясняется лишь этимологией (происхождением), потому нам с детства твердят, что понятие одно. Отчасти это правда, так как отличие гиппопотама от бегемота большинство обнаружит только в самих словах (разное количество букв в словах-пришельцах из разных языков). И все же все не так просто.
Несмотря на неоспоримый факт, что имеющее древнееврейское происхождение слово «бегемот» и не менее древнее, но уже греческое слово «гиппопотам» на русской почве стали равными по значению, они таковыми не являются вне нашей картины мира.
В современном русском языке различие гиппопотама и бегемота объясняется лишь этимологией.
Еще для Ломоносова бегемот и гиппопотам не были синонимами. Может все дело в атеистическом забвении исконного библейского значения слова «бегемот»? Интересуясь, чем отличается бегемот от гиппопотама, не будем говорить об очевидном, а посмотрим на вопрос под необычным углом зрения.
Помните булгаковского Бегемота из «Мастера и Маргариты»? Он вообще был черным котом! Можно объяснять это вольностью фантазии писателя-наркомана, а можно узнать и интересную подробность, связанную со значением слова «бегемот». Демонический Бегемот с гиппопотамом («речной лошадью») не имеет ничего общего. Согласно Оригену, бегемот из ветхозаветной «Книги Иова» – имя демона.
В средневековой европейской мифологии «бегемот» – один из подручных Сатаны (у Булгакова – Воланда) или сам «Князь тьмы». В таком свете отличие гиппопотама от бегемота становится просто разительным! Это уже не просто абы какой зверь (древнееврейское «beh?m?th» – мн.ч. от «bh?m?h» («животное», «зверь»), а Зверь как Сатана, пробуждающий в людях «животные страсти» и «звериные наклонности».
Удивительно, правда, как острота ума и здоровое любопытство расширяют горизонты понимания!?